Перейти к содержанию

Добавлен раздел "Видеовопросы". Просьба ознакомиться с правилами нового раздела.

  • записи
    23
  • комментариев
    245
  • просмотров
    134 208

20. Еще один дефективный китаец. Часть 1: история и диагностика

vsh

1 782 просмотра

Этот блог когда-то затевался под сверлилку. Со сверлилкой я уже давно закончил - достиг всего, чего хотел.

 

Следующим "кривым" китайцем был блок питания мощного коллекторного движка. Движок принадлежит китайскому токарному и питание естественным образом попало в тот же блог.

 

 

А теперь вдруг возник очередной китаец, имеющий некоторое отношения к металлообработке - мультиметр с функцией измерения температуры: DT-838.

 

Заводить под него что-то одельное (блог, ветку) мне было неохота, а вылезать ради этого на какой-то электронный форум - тем более. А вот опубликовать стоило - кому-то мои находки могут сэкономить кучу нервов и времени. Скорей всего пригодится это не на этом форуме, но чипмейкеровские блоги запросто находятся Гуглом.

 

 

Купил я его недели две назад и именно ради температуры: с термопарой из комплекта (type K - хромель/алюмель) он покрывает диапазон до 1000 С, а значит может быть полезен при термообработке. Острой проблемы с измерением температуры у меня нет - купил "под настроение": клюнул на яркую внешность и дешевизну ($ 5-6 в рублевом эквиваленте).

blogentry-18538-069088800_1517840947_thumb.jpg

Притащил это оранжевое чудо домой и сразу убедился, что в части измерения высоких температур DT-838 безбожно врет. В пламени зажигалки показания легко доходят до 1999 С, а дальше индицируется перегрузка.

 

На самом деле получить в этом пламени даже 1000 С сложно, ну а выше 1500 провода термопары должны были попросту расплавиться. Спаял наскоро "имитатор термопары", выдающий 20 мВ (соответствует 500 С) на низкоомном выходе. С ним прибор показал 800 С в самом крайнем положении настроечного потенциометра (в других - еще больше).

 

 

При этом в диапазоне 0-100 С показания вполне разумны, что выглядит совсем уж странно. :unknw: Прежде чем лезть в дебри, я попробовал просто заменить прибор на исправный. Прихватил в магазин "имитатор термопары" (20 мВ/500 С) и обнаружил у другого DT-838 примерно те же показания: около 800 С. Для верности достал зажигалку и легко достиг 1999 С. Проверять третий экземпляр я не стал и просто забрал деньги.

 

 

Попытался объяснить продавцу в чем проблема, но вряд-ли он это понял. Попытался написать это же в отзыве на сайте, но мой отзыв не пропустили.

 

 

Дальше я предположил (опять излишне оптимистично), что китайцы сделали такой ляп недавно (1) и только для Ермака (2), а у других "брендов", присутствующих на рынке (TEK, Resanta) будут "правильные" DT-838. Первым мне попал в руки прибор от TEK - с ним получается все то же самое (хотя сам прибор уже черный, а не оранжевый). :) Пришлось отказаться от получения заказа.

 

То, что дефект/ляп возник недавно - похоже на правду: невозможно поверить, что за 10-15 лет продаж DT-838 никто ни разу не попробовал сунуть термопару в пламя зажигалки. Впрочем, недавно - понятие относительное: почти год назад промелькнул крик о помощи - прямо тут на форуме. Марка мультиметра не была названа, поскольку под подозрением была термопара (совершенно зря!), но догадаться несложно.

 

blogentry-18538-012431100_1517928132_thumb.jpg

Тут уж я полез в интернет - искать схемы и обнаружил абсолютно стандартную ситуацию: схем много, похожих на верные меньше, а актуальных нет совсем. Этот прибор китайцы лепят уже лет 15 и постоянно "совершенствуют". Выяснил заодно, что существует еще и брат-близнец: M-838, к которому и относится большинство схем. Он продается даже чаще, но стоит дороже.

 

blogentry-18538-040259700_1517928735_thumb.jpg

Народ на профильных форумах в основном обсуждает ремонт после измерения тока или сопротивления в сети 220 В :) - интересуется номиналами обугленных резисторов. Немалая часть ремонтников вроде даже добиваются успеха . Меня это сильно удивляет, поскольку не все убитое выглядит горелым и не все горелое - безнадежно убито. Вероятно, дело в том, что не достигшие успеха скромно помалкивают...

 

Нашел интернет-магазин, предлагающий и DT-838 от Resanta (третий бренд - последняя надежда) и M-838. Заказал оба сразу и получать приехал с имитатором термопары. DT-838 "от Resanta" оказался со "стандартным" дефектом, а вот M-838 (со значком Росстандарта на коробке) показал 500 С - что и требовалось. Забрал оба прибора - надеялся довести до ума DT-838 и вернуть M-838. Уж очень мне захотелось понять, как это разные DT-838 умудряются так одинаково и изощренно врать!

 

 

 

Полез разбираться со схемой. Для начала посмотрел напряжения на входах АЦП (обычная "черная капля" - клон ICL7106) в режиме измерения температуры. С измеряемым напряженем все разумно: на входе (+) - сигнал с термопарры, на входе (-) - сигнал с компенсатора холодного спая. А вот с опорным сигналом - ерунда! На входе (+) - где-то 40 мВ, что разумно, а вот на входе (-) вместо ожидаемого нуля - какое-то положительные милливольты. Позже выяснилось, что это сигнал с термопары(!) и сразу стало ясно, как все DT-838 из "последнего помета" умудряются так изощренно врать.

"Изощренное вранье" показано на графике - надеюсь, там все понятно. Хотя там показаны симулированные данные (снимать кучу реальных точек для красивой картинки мне было лень), те точки, что я сам пробовал (0, 100, 500 С) хорошо ложатся на кривую. И наиболее вопиющий "зашкал" на зажигалке тоже просматривается. Почему изощренное? Потому что термопара - прибор почти линейный, и электроника в мультиметре - тоже линейная, а результат получается резко нелинейный!

blogentry-18538-030773800_1518017493_thumb.jpg

Ну вот, дефект найден, остался "пустячок" - выяснить как он возник и устранить.

 

Про это придется написать уже на другой странице блога. Несмотря на спойлеры, на этой получается уж слишком многобукаф. :)



7 Комментариев


Рекомендуемые комментарии

я тоже когдато разбирался с враньем китайских мультиметров, так глубоко правда не лез, выяснилось вот че - термопары которые идут в комплекте с мультиметром и которые можно купить отдельно - это не хромель-алюмель (тик К) , а вообще непойми что - до 100гр боле мене совпадают с таблицей для ХА, дальше идет некий нелинейный расколбас (не помню уже в какую сторону) ..

 

итог мероприятия - сварили термопару из проволоки (точно Х и А) хранившейся со времен царя гороха и о чудо - вранье прямо таки кардинально уменьшилось..

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий

Чтобы получить "неправильные термопары"* с сильно нелинейным откликом в области высоких температур (что совершенно не характерно для термопар в целом) надо сначала где-то добыть "неправильные сплавы". Китайцы, конечно, могут многое, но именно это мне кажется сомнительным. В области низких температур (-50..-200 С) все термопары довольно сильно нелинейны - вот бы китайские металлурги направили свои силы в этом направлении! :)

 

Я бы скорей грешил на "неправильный спай". Длинная скрутка после "королька" (это встречается у китайцев) занижает ЭДС, если только термопара не засунута глубоко в печь. Скрутку достаточно раскрутить, чтобы исключить контакт в неопределенном месте.

 

*) Это неправильные пчёлы! ... И они, наверно, делают неправильный мёд. (В. Пух)

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий

в моем случае - термопары из магазина (я их покупал в качестве источника стеклотряпошного кембрика) боле мене попадали в 20 и 100гр а выше - не помню уже, вроде завышали сильно - типа реальная т - 200гр, а прибор кажет почти 300..

несколько термопар (в тч и родная от мультиметра) вели себя болемене одинаково, воткнув туда самодельную термопару получил гораздо более правдивые показания..

скрутки у королька не было..

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий

вообще врать не буду - не помню (уж много лет прошло) что я там тогда намерил, но итог был именно таким - комнатная и 100гр болемене попадает, дальше прибор безбожно врет, а с самодельной термопарой - не врет.. почти..

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий

В беседе на тему "это было давно и неправда" пора поставить точку, мне кажется.

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий

Чтобы закрыть прения о правильности китайских термопар, которыми комплектуются мультиметры, провел эксперимент. Тщательно откалибровал "вылеченный" DT-838 от Resanta и измерил температуру кристаллизации цинка. Получил 413-414С вместо табличных 419С. Результат выглядит отлично, поскольку калибровочная кривая в районе 419 отклоняется от прямой на 3 градуса в нужную сторону, да вдобавок цинк был не слишком чистый (марки "Ч") и окисленный (примеси снижают температуру плавления).

 

Стандартная калибровочная кривая термопары "type K' в диапазоне 0-1000 С отклоняется от прямой на 3-4 градуса в обе строны. Поэтому ожидать бОльшей точности от линейного измерителя не приходится. Если добавить в измеритель мозги и записать туда стандартную калибровку - будет немного лучше. С индивидульной калибровкой будет еще немного лучше, но уже без возможности легкой замены термопары.

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий

будет время - найду останки тех термопар о которых я говорил - тоже проверю поточнее че там за чудеса такие были..

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий

×
×
  • Создать...

Важная информация

Мы разместили cookie-файлы на ваше устройство, чтобы помочь сделать этот сайт лучше. Вы можете изменить свои настройки cookie-файлов, или продолжить без изменения настроек.